УМелые пальчики

Мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали книжку? Показали луну и звезды на небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит - развиваться. Однако наиболее важное значение в развитии малыша играют специальные занятия, среди которых на первом месте - развитие мелкой моторики рук.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Попробуйте организовать развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому постарайтесь превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те упражнения, которые понравятся именно вашему ребенку.

«Сыпучие» игры

Вы готовите на кухне, а малыш постоянно мешается: просыпает крупу, кладет соль себе в компот и катает горох по полу? Он это делает далеко не из вредности, просто так он познает окружающий мир. Ребенку нравится возиться с гречкой или фасолью? Предоставьте ему эту возможность!

Сухой аквариум

Для развития мелкой моторики малышей от 1 года до 3 лет очень полезен пальчиковый бассейн. Его легко сделать в домашних условиях. Открытый резервуар (глубокую коробку, пластмассовый тазик или другую посуду) заполняют различными наполнителями: мел­кими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, пшенной, манной и др.), песком, солью. Получается сухой аквариум для маленьких игрушек. Он используется для выполнения за­даний типа: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру по образцу», «Найди игрушку и назови ее». Такие игры можно проводить ежедневно по 3-5 минут.

Картины из круп и макарон

Детям 3-4 лет понравятся нестандартные техники рисования на сыпучих материалах. Насыпьте мелкую крупу ровным слоем в широкую тарелку или на поднос. Пусть ребенок попробует нарисовать на ней какие-нибудь несложные предметы, например:

На крупе рисую горы,

Лес дремучий, а потом

Нарисую выше тучи, дом,

В котором мы живем.

Ребенку 4-5 лет можно предложить выполнить аппликацию из макарон. Макароны, наклеенные на основу из цветного картона, уже сами по себе представляют произведение искусства. А если изделие еще и раскрасить - получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Ведь удержать в пальцах маленькую макаронину непросто. Еще труднее нанести на нее клей и поместить в нужное место на «холсте».

Пальчиковый массаж

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы на поверхности мяча при перекатывании воздействует на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например:

Гладила мама ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат?

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям карандаша или грецкого ореха. Выполнение упражнений можно сочетать с проговариванием стихотворений, скороговорок и чистоговорок.

Упражнение «Карандаш»

Ребенок перекатывает карандаш (желательно с гранями) от большого пальца к мизинцу и обратно, затем от запястья к кончикам пальцев и в обратную сторону:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть примерным научу.

Упражнение «Орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Другой вариант упражнения - ребенок держит в одной руке 2 грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

 Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бельевых прищепок.

Упражнение «Волчок»

Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Для запускания такого волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальчиков. Обычно в 3 года ребенок отлично справляется с большим волчком, а к 4 годам осваивает маленький. Вместо волчков можно вращать крышки от банок или диски, поставив их на ребро.

Упражнение «Резиночки»

Манипуляции с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Все пальцы вставляются в резинку диаметром 4-5 см. Задача ребенка состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.

Игры с прищепками

Разноцветные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движений разжимания и сжимания дает отличную тренировку пальчикам руки.

Научите малыша брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету: картонке, широкой линейке, тарелке. Попробуйте из прищепок и картонного круга сделать разноцветную ромашку, солнышко, ежика или кактус.

Ребенку 4-6 лет можно предложить поочередно «кусать» прищепкой (подберите не слишком тугую прищепку) ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. Если ребенку пока еще трудно понять, что такое «ударный слог», можно при произнесении каждого слова выполнять одно действие прищепкой:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Пусть ребенок возьмет прищепку в другую руку и продолжит:

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе:

«Кыш!».

Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько разноцветных и разных по размеру прищепок. Пусть на каждый ударный слог (или на каждое слово) ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Игры-шнуровки

По-настоящему зашнуровать ботинок - дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и развитию усидчивости.

Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

Пуговица

Вырежьте из картона пуговицу - круг диаметром 8-10 см. Сделайте дыроколом по два отверстия на пуговице и на листе картона. Предложите малышу «пришить пуговицу» на лист с помощью шнурков. Покажите, как это  делается.

Дождик

На листе картона нарисуйте тучи. Сделайте несколько отверстий таким образом, чтобы продетые в них шнурки образовывали прямые линии (дождь из тучи). Покажите малышу, как нужно продевать шнурки сквозь отверстия.

Змейка

Проделайте отверстия в картоне так, чтобы продетые в них шнурки образовывали волнистую линию. Попросите малыша сделать змейку из шнурков. 

Игры со льдом

Криотерапия - одна из современных не­традиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких ар­терий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом нужно постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты.

Для малышей до 3 лет безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Пусть кроха погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спря­танные пластмассовые или деревянные фигурки, пересчитывает ша­рики, ощупывая их пальцами.

Ребята постарше могут из ледяных кубиков строить замки, выкладывать различные узоры, как из мозаики. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски, или порисовать красками на кусочках льда.

Воронина Лариса Павловна,

учитель-логопед МДОУ№152, г. Мурманск,

Червякова Наталья Алексеевна,

учитель-логопед МДОУ№18, г. Мурманск